воскресенье, 22 июля 2012 г.

Евро 2012. Часть №2. Вроцлав - Валбжих.



Ехать на данный Чемпионат Европы я для себя твердо решил, не много не мало, но ещё в 2008 году, будучи на выездной игре отборочного раунда Лиги Чемпионов в Киеве за Великий и Могучий. Мы тогда еще шутили быть русскому «общаку» на Хрещатике или на худой конец, будем стоять в центре Варшавы. И кто бы мог подумать, что 6 человек из тех, кто хотел тогда поехать растормошить старушку Европу, будут уверенной поступью прогуливаться по старым улочкам Польши…

 Итак, 4:30 утра. Наш автобус, проколесив по живописным местам половину Речи Посполитой, минуя крупные и мелкие города восточной Польши, на полном ходу влетает в историческую столицу Силезии – Вроцлав. Причем именно влетает, ибо назвать это ездой трудно. Не однократно пока мы ехали из Львова до Вроцлава, мы удивлялись мастерству вождения украинских водителей. Нужно отметить, что зачастую улочки польских городов настолько узкие и трудно проходимые, что две встречные машины с трудом расходятся друг с другом. Но воители нашего автолайнера настолько хорошо знали свой маршрут и уверенно чувствовали себя за штурвалом, что такие мелочи их не смущали. Стоит отметить, что в частности из-за такой спокойной и уверенной езды, дорога наша пролетела относительно быстро и размерено, а посему запомнилось немногое. Первое, что сейчас вспоминаю это «зависалово» на пограничном контроле. Попав в пересменку пограничников, застряли на границе на 2-3 часа, со всеми вытекающими последствиями. Здесь мы успели понаблюдать и русских быдло-болельщиков, которые при открытом зеленом коридоре на Евро, пыхтели и теряли время в общих пограничных потоках машин. И украинских «барыг», провозящих контрабандой сигареты и просящих помочь им в этом других. И горе работников польской таможни, из которых 2 человека работают, а человек 10 в носу ковыряются. Наследие союзных времен ещё даёт о себе знать. Но только граница осталась позади, а наши загранпаспорта обзавелись очередной визой, мы почувствовали некоторое чувство радости. Мы на Евро! Катим, привесило себе через польские деревушки, очень ухоженные и тихие. В глаза бросается набожность поляков, проявляющаяся в частых распятиях посреди деревень, в причудливых по своей архитектурной мысли костелах, которые порой напоминали космические корабли. В заде сидящие западные украинцы, «глумят» над 2 узбеками(!), непонятно по каким делам, оказавшимся в Польше. Кстати, у поколения постарше на постсоветском пространстве международный язык ни капли, ни английский, а наш родной Русский. Так как украинцы «опускали» ускоглазых на Русском языке, а те в свою очередь, связываясь по телефону с польской пани, после нескольких фраз на ломаном английском, переходили все на тот же великий и могучий. Вот так размерено и весело прибываем в Бреславль или как его величают сами поляки Вроцлав. Итак, 4:30 утра. Выгружаем свои утомленные тела на перрон центрального автовокзала и, пытаясь, определится, в какой части города находимся, составляем дальнейший план действий.
 До заселения в хостел ещё уйма времени, на улицах, не смотря на столь поздний или уже ранний час, к нашему удивлению встречается немалое количество людей. Некоторые, видя в наст туристов, пытаются с нами завязать разговор. Но слыша на свои вопросы ответы, что мы на английском не «спикаем», на немецком не «шпрехаем», да и вообще мы из другой галактики, удаляются восвояси. Мы же тем временем приходим к общему выводу, что неплохо бы принять душ и уделить несколько часов сну, а для этого стоит попробовать вписаться в наши апартаменты.
 После чего ловим такси и едем на поиски нашего пристанища на ближайшие пару дней. От таксиста узнаём, что сегодня в Польше большой религиозный праздник, в связи с этим в стране входной, поэтому на улицах много народа, многие заведения, такие как банки, музеи и другие крупные учреждения будут закрыты. Данная информация не добавляет нашим усталым умам радости, но с проблемами решаем разбираться по мере их поступления. А сейчас едем в хостел. К нашей радости находится он в самом центре «старого города», так поляки называют исторические центры своих городов, хранящие дух давно ушедших времён, с историческими зданиями, памятниками и значимыми местами. Расплачиваемся с таксистом. Стоит отметить, что такси во Вроцлаве оборудованы системами электронной оплаты, что определённо облегчает расчёт с водителем. Вписываемся на удивление, как нам показалось без проблем, что оказалось не так, но об этом позже, в нашу ночлежку и засыпаем мирным сном.
 Проснулись мы от сильных криков, пения и польской речи в громкоговорители. Лежа на кровати первым делом подумалось, что Евро ещё не начался, а беспорядки уже последовали. От сюда и фанатские песни, и крики дерущихся, и местные мусора с громкоговорителями. И всё это где то рядом, буквально под окнами. Уже понеслось! Продрав глаза, встав с постели и подойдя к окну, каково же было наше разочарование, когда мы увидели религиозную процессию в несколько километров, а не хулиганьё, начавшее свой отдых. Но коли встали, пора выдвигаться на осмотр города. Созвонившись с московским знакомым так же прибывшим накануне и договорившись о встрече с ним, решаем пройтись пешком через центр города. Тем более, как мы успели понять из нашей поездки на такси, это не большое расстояние.
 Идем, зеваем, осматриваем достопримечательности, попутно начинаем постигать азы польского языка, благо заранее, ещё в Калуге Роджером был приобретен польский разговорник. Пытаемся разжиться местной валютой, но, как и предупреждал нас таксист, все банки, а вместе с тем и «обменники» закрыты. Поляки подготовились к Евро. Город производит вполне благоприятное впечатление, но мы постоянно наталкиваемся на советское прошлое Вроцлава. Если исторический центр ещё куда ни шло, то стоит удалится от него на несколько километров, появляются серые постройки, типичные для советского союза, чистота куда то пропадает и впечатление такое, что из России никуда и не уезжали. Но среди всего этого «совдепа» встречаются и интересные моменты.
 Например, всемирно известные гномы Вроцлава. Эти чудесные фигурки стали талисманами города и его хранителями. Они встречаются в самых неожиданных местах.  Все началось с оппозиционного движения «Оранжевая альтернатива», зародившегося в 80-е годы прошлого века в противовес красному цвету действовавшего тогда коммунистического режима. Оппозиционеры устраивали пародии и сатирические акции, высмеивая слепое поклонение чиновников коммунистическим идеалам и порой абсурдные действия и решения руководства страны. Они рисовали на заборах и стенах карикатуры в виде гномов в оранжевых колпаках. Первые бронзовые гномы во Вроцлаве появились в 2001 году. Они стали символом свободы, сбывшихся надежд. Сейчас уже без этих созданий невозможно себе представить этот город. Гномов здесь более сотни и они появляются все в новых местах. Считается, что они приносят удачу и процветание городу его жителям. Найти и сфотографировать этих чудесных местных жителей не так-то просто. Размер гномов всего 20-30 см. Приходится изрядно потрудиться, чтобы их заметить. А они любят поиграть в прятки. Гномы прячутся не только под ногами. Они могут оказаться и на стенах домов, на подоконниках, и даже на фонарных столбах.
 Так вот весло, проводя время, встречаемся с нашим московским другом. Обсудив с ним наши планы и поняв, что на более детальный осмотр города нам хватит следующего дня, решаем ехать в город Валбжих, расположившийся неподалеку от Вроцлава, славящийся своей живописной природой, горами и знаменитым на всю Европу замком «Ксёнж».
 После чего идём на вокзал, покупаем билеты и погружаем свои бренные тела в местную «собаку», которая по комфортабельности даст фору нашим чудо - средствам отечественного локомотивостроения.
 Дорога до Валбжиха пролетает незаметно, в разговорах о последних событиях, связанных с московскими околофутбольными парнями. Делимся впечатлениями о готовности Украины и Польши к чемпионату и приходим к выводу, что, не смотря на то, что в Польше организовано всё в разы лучше, чем в Украине, но и тем и другим ещё далеко до европейского уровня проведения таких мероприятий. Да периодически посматриваем и веселимся над неформалами панковского вида. Которые проведя большую часть дороги в сортире, то «шифруясь» от контролёров, то исторгая свои нечистоты, в итоге вывели его из строя и затопили пол вагона. Так вот и добираемся до Валбжиха.
 Валбжих славен тем, что наивысший свой расцвет город переживал в XIX веке во время развития промышленности - в основном горнодобывающей и коксования. Сейчас, после того, как разработка недр Нижней Силезии пришла в упадок, Валбжих является зелёным городом. Его природа восстанавливается от урона, нанесённого ей эксплуатацией промышленностью. Неподалёку от Валбжиха находится фактически слившийся с ним город Щавно-Здруй. Именно там в своё время В.Г. Белинский в июле 1847 года написал своё знаменитое «Письмо к Гоголю». Кстати, с 1991 года Валбжих является городом – побратимом русскому городу Тула. Интересно WHB`шники, которых мы наблюдали во Вроцлаве, знали об этом и побывали ли здесь. Интересная встреча могла бы состояться. Но это всё лирика. А мы же выйдя из электрички, решаем прогуляться по городу, а заодно отведать национальной польской кухни. Прогуливаясь по городу, нам на глаза периодически попадаются стикеры местного футбольного клуба «Gornik» из которых узнаем, что друзьями местного горняка являются фанаты пражской «Славии».
 Обнаружив стикеры и узнав о наличии футбольной команды в городе, недолго думая, решаем посетить местный стадион. Куда собственно и выдвигаемся, заглянув по пути в местный кабачок, который запомнился нам копеечными ценами, но при этом обильными порциями блюд, хорошей кухней и дружелюбным персоналом. Отобедав, продолжаем свой путь к стадиону, попутно рассматривая город. Валбжих производит впечатление уютного городка, со старыми вымощенными брусчаткой улочками, покрытого зеленью, с чистым горным воздухом, жизнь в котором течет спокойно и размеренно. На фоне этого средневекового великолепия периодически возникают напоминания из недавнего прошлого города: старые советские постройки и горнодобывающие предприятия. Но больше всего запоминается великолепие гор, окружающих город.
 Так  размеренно и неспешно доходим до местного стадиона. На резервном поле играют, какое-то первенство молодежные команды, поэтому останавливаемся и наблюдаем некоторое время за ними, после чего продолжаем осмотр стадиона. На стадионе встречаем работника стадиона, общаемся с ним, он нам преподносит в подарок несколько плакатов местного клуба, делаем фотографии на память и продолжаем свой путь. Нужно отметить, что, несмотря на то, что Валбжих относительно небольшой город (его население немногим более 100 тыс.), а стадион по размерам приблизительно, как наш стадион в Анненках, игры «Горняка» проходят при полных трибунах, а поддержать местный клуб приезжают из всех прилегающих к городу мелких городов и сел. Да и в принципе у поляков не принято болеть за клубы из других областей или городов. В этом плане они стопроцентные местечковые патриоты.
Выкрашенные сиденья стадиона в виде руны «Wolfsangel» («Волчий крюк»).
 Посетив стадион, решаем выдвинуться к месту нашего основного назначения – селению Ксёнж, расположенного недалеко от Ванльденбурга (Валбжиха), над обрывом высокого ущелья потока реки Пепчница, у края Валбжихских гор, над которым возвышается монументальный замок, окруженный великолепным буковым лесом с зарослями рододендронов. В архитектурном отношении замок отличается разнообразием стилей от готики до барокко. Этот красивый польский замок является одним из самых больших в Европе - третьим по величине в Польше и самым крупным в Нижней Силезии. Для поляков этот замок - примерно такое же знаковое место, как Карлштейн для чехов или Мальборк для немцев). Его комплекс объединяет в себе около 400 комнат и залов, а также прекрасные садовые террасы с изящными фонтанами, располагающиеся у подножия.
 Древнейшая часть замка Ксёнж (пол. Ksiaz – «князь», нем. Furstenstein - «княжеский замок»), остаток старинного романского пограничного укрепления, сооружена в XIII веке свидницким князем Болько I. Замок, был назван когда-то clavis ad Silesian, «ключ на Силезию», так как в средние века он охранял дорогу, ведущую в Силезию. В XIV веке замок принадлежал князю Болько II, а затем перешел во владение чешских королей. В начале XVI века замок стал собственностью княжеской семьи Хехберг-Пщиньских, родственников Пястов и оставался в их владении до 1939 года.
1943 год.
 В годы второй мировой войны немцами были начаты работы по очередной перестройке замка, который должен был стать одной из резиденций Гитлера. Фюрер в конце войны, затеялся построить в тех местах очередное «Волчье Логово». Вот цитата из дневника его адъютанта: «Новая Ставка фюрера! Планом, который мы в эти месяцы вновь и вновь критиковали, являлась постройка новой, более обширной Ставки фюрера в Силезии (район Вальденбурга). Ее территория должна была включать замок Фюрстенштайн, находившийся во владении князя Плисского. Гитлер настоял на своем указании и приказал продолжить ее строительство силами узников концлагерей под руководством Шпеера. В течение года я дважды посетил этот объект, и у меня сложилось впечатление, что до окончания его постройки мне не дожить. Я попытался убедить Шпеера, чтобы тот повлиял на фюрера с целью приостановить эту стройку. Он счел это невозможным. Дорогостоящие работы велись еще некоторое время, хотя каждая тонна бетона и стали была настоятельно необходима в каких-то других местах. Под замком начали пробивать гигантские подземелья».
 Не смотря на то, что мы прибыли в «Ксёнж» во второй половине дня и многие экспозиции были уже закрыты, нам удалось погулять по обширным территориям замка, который покарил нас своим величием. Замок произвел на нас потрясающие впечатления, которые невозможно передать словами. Довольные и слегка усталые, погрузившись в «собаку», мы отправились обратно во Вроцлав, где встретились с парнями из основы вроцлавского «Шлёнска» - последнего чемпиона Польши. Но об этом уже в следующей части нашего рассказа.

6 комментариев:

  1. А мне запомнился город Катовице, который мы проезжали глубокой ночью. Несмотря на будний день и позднюю ночь, на улицах куча молодежи, все гуляли и тусовали))))

    И про песнопение в конце автобуса ты забыл упомянуть))

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимныйиюля 24, 2012 1:39 PM

    Молодец, Ратибор, постарался, хороший отчет! Лови + в свой огород!
    Панк-аноним

    ОтветитьУдалить
  3. Ратибор, ты еще забыл про встречу с Мареком в собаке написать)))

    ОтветитьУдалить
  4. N., не забывай, что в стране был не будний, а праздничный день в честь религиозного праздника. Поэтому что в Катовице, что во Вроцлаве все гудели и отмечали. Что то на подобии того, как большинство россиянской молодежи после крестного хода на пасху лудит и блудит до утра. Кстати, я лично песнопений никаких не слышал. Это Роджеру всю дорогу слышались какие то сектантские то ли песни, то ли молитвы. К нему и адресуй данный вопрос.
    MC, не ужели ты и сюда просочился и взял на контроль сии скромные сочинения?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, ты спал как убитый просто)))
      Песнопения-молитвы были 100%!

      Удалить
  5. Анонимныйиюля 24, 2012 11:23 PM

    Ну а что делать, лэдс загнулось, буду критиковать твои опусы здесь, пощады не жди!
    ПС все с замиранием сердца ждут твоих баннерных похождений из Берлина! ;)

    ОтветитьУдалить